Tais (muradrug) wrote,
Tais
muradrug

Categories:

На семинаре Татьяны Калининой

На семинаре Татьяны Калининой нам оооочень понравилось! Он проходил в небольшой частной школе, было очень уютно, по-домашнему. Поскольку семинар был целый день, в середине нас покормили в столовой школы за совершенно смешные деньги.
Сама Татьяна Калинина оказалась очень интересным человеком. Особенно меня поразил ее голос. После совершенно незагрузной вступительной лекции мы принялись рисовать, как я и мечтала. А после, развесив получившиеся рисунки, сели к ней спиной и стали их разглядывать и обсуждать. И вот, когда говорила сама Калинина, создавалось такое впечатление, что тебе читают сказку, и так хотелось что бы это длилось подольше!
Метод Татьяны Калининой не так уж и сложен, если разобраться. Что меня в нем привлекает? Он представляет собой полную противоположность существующим образовательным программам по изобразительному искусству, а если глубоко вникать в эти так сказать общепринятые классические методы – то возникает только одно желание – избавиться от них побыстрее, и сделать что-нибудь такое, выходящее за рамки правил, то что бы не укладывалось в общепринятые нормы. Альтернативное.
Методика Татьяны Калининой и я вилась для меня одной из таких альтернатив. Говорю одной, по тому, что еще есть у меня в копилке программа Беневольской. Но об этом я, как-нибудь, отдельно расскажу.
В чем сущность метода?
Попытаюсь объяснить по проще, соответственно, поинтереснее ;)
Итак. В обычной школе, когда дело доходит до декоративного рисования (имеется ввиду не хохломская роспись, а стилизованное декоративное графическое изображение), говориться: «Дети сегодня мы будем рисовать композицию на тему осень. Вот это листик клена. Сейчас на нем мы потренируемся рисовать графическими способами. Будем внутри контура заполнять его крестиками и кружочками, в зависимости от того как на него падает свет….. и т.д. и т.п. Попробовали? А теперь рисуем композицию!» Вряд ли это интересно и увлекательно. Так как выполнение упражнения похоже на решение задачи, к которой ты уже знаешь ответ, а выполнение композиции больше похоже на слова из сказки «пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что». А когда ребенок говорит, что не знает как рисовать или что рисовать, ему говориться – ну это же твоя картина, вот и придумывай сам.
Татьяна Калинина действует по-другому. Она предлагает какой – либо элемент графического изображения и предлагает с ним «по играть» . Это называется «комбинаторная игра». То есть мы берем, например, кружочки и волнистые линии и заполняем ими все пространство листа «играя с ними», в художественном смысле, конечно. Кружочки то больше то меньше, волнистые линии то уже, то шире, цвет то светлее, то темнее и т.д. В итоги мы получаем необычно изображение, в котором начинаем искать знакомые формы. Струи воды, облака в небе, подводные растения, пену, падающий снег… Это называется игрой «На что похоже?». Мы все нашли, что это похоже на самые разные вещи, но Татьяна Калинина подводит нас именно к той ассоциации, которая нужна сегодня. Допустим сегодня на дворе зима. Значит, это будет падающий снег, а если перевернуть, то снег, который лежит пушистыми сугробами.
Дальше мы начинаем сочинять сказку (или прочитываем существующую, или просто создаем какой-нибудь образ). Скажем. Ночь. Холодно. Снег не спеша опускается к земле, плавно кружась в свете фонарей. Окошки домов светятся теплым, притягательным, живым светом. Во дворе скучают качели, все дети сидят дома и так далее. И вот уже каждый маленький художник представил себе свой двор с заснеженными деревьями и рисует. Вот и композиция.
После того как работа завершена мы опять их все вывесим, рассмотрим, обсудим. Причем сначала может комментировать учитель, но вскоре все дети захотят рассказать, о том какая картина им понравилась больше всего или как они ее рисовали и что представляли. Происходит самостоятельное открытие азов изо-деятельности, практически без помощи учителя, которое запомниться на долго и, к тому же, приносит море удовольствия для всех.

Ну вот, а теперь еще один очччень симпатичный мне отличающийся факт. В программе по изо есть такой пункт как беседы об искусстве с просмотром картин художников. На мой взгляд, скучнейшее занятие, особенно для школьников, особенно для младших. Совершенно бесполезно. Так вот происходит это так: детям показывают картины, расписывают какие они замечательные, какие художники гении, какие художественные приемы они здесь применили. И, до кучи, заставляю все эту белиберду запоминать. Это может, как минимум, отбить интерес к изобразительному искусству. Ну, в прочем, это обычное дело для нашей школы. Вспомним ту же литературу. А как максимум, развить в детях комплекс «как круто это нарисовано, я так не смогу никогда!».
Татьяна Калинина предлагает другой метод. Мы рассматриваем картины, только после того как нарисовали свою композицию, на следующем занятии. Причем картин может быть не много. 2-3. И на тот художественный прием, который мы только что открыли в своей работе. Думаю, можно не объяснять, что мыслей представленных в предыдущем абзаце у детей просто не возникает :)
Вот такие пироги. Картинки, которые мы с Беневольской нарисовали для собственного удовольствия и развития вывешу вечером ;)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment